Уже почти год налоговые органы выдают юридическим лицам, ИП и нотариусам квалифицированные электронные подписи (КЭП). А с начала 2022 года обязанность по их выпуску была возложена исключительно на Федеральную налоговую службу, для этого было открыто 10 пунктов выдачи КЭП. До конца октября действует специальный бонус – вместе с электронной подписью предприниматели абсолютно бесплатно получат специальное программное обеспечение. Об особенностях выдачи электронной подписи рассказывает заместитель руководителя ФНС России по Республике Крым Нариман Алиев.
— Нариман Ниязиевич, что такое электронная подпись и для каких целей её могут использовать представители бизнеса?
— Мы живём в век цифровых технологий и стремимся уменьшить количество бумажных документов. Электронная подпись нужна тем, кому необходимо совершать операции дистанционно через электронный документооборот. Представители бизнеса с её помощью могут подавать налоговые декларации в электронном виде, участвовать в торгах, оформлять заявки на патенты и многое другое. Всего в Крыму зарегистрировано более 92 тысяч юридических лиц и предпринимателей. Более 62 тысяч из них взаимодействуют с налоговыми органами по телекоммуникационным каналам связи.
Что же такое электронная подпись? Если говорить совсем простым языком, то электронная подпись – это специальным образом сгенерированный файл, прикрепляемый к электронному документу, в котором зашифрована важная информация – кто, когда подписал документ и какие у него есть полномочия. Есть простая и усиленная электронная подписи. В свою очередь усиленная делится на неквалифицированную (для взаимодействия с физическими лицами через «Личный кабинет налогоплательщика») и квалифицированную. Вот она-то и является аналогом собственноручной подписи и может применяться во всех взаимоотношениях гражданско-правового характера и имеет юридический вес.
— Кто может получить электронную подпись в налоговых органах? И куда конкретно обращаться — по месту налогового учёта или в любую инспекцию?
— В налоговых органах могут получить КЭП только руководители организаций, индивидуальные предприниматели и нотариусы. Иные организации, например, государственные и муниципальные, подведомственные – мы их называем «бюджетные», или кредитно-финансовые учреждения должны обратиться в органы Федерального казначейства или Банк России. Физические лица, а также лица, действующие от имени юрлица по доверенности – в коммерческих удостоверяющих центрах после их переаккредитации.
Налоговые органы выдают абсолютно бесплатно электронные подписи в Удостоверяющих центрах, расположенных в инспекциях. Всего открыто 10 пунктов выдачи КЭП. Два в Симферополе (в самой инспекции и Регцентре), в инспекциях в с. Мирное Симферопольского района, Ялте, Бахчисарае, Евпатории, Феодосии, Керчи, Красноперекопске и Джанкое. Получить подпись можно экстерриториально. Уйдёт на это всего лишь 15 минут. Причём, предварительная запись в налоговую инспекцию не нужна.При себе необходимо иметь паспорт, СНИЛС и сертифицированный носитель ключей электронной подписи (USB-токен Type-A).Приобрести его можночерез операторов электронного документооборота. Если вы забыли взять с собой токен, то получить его можно прямо в налоговой инспекции. Для этого в операционно-клиентских залах установлены специальные вендинговые аппараты.
Ещё один важный момент — необходимо учитывать, что руководитель предприятия, нотариус или индивидуальный предприниматель должны получить КЭП лично – по доверенности её никому не выдадут. Ведь это личная подпись гражданина — только в цифровой форме! Срок действия электронной подписи составляет 15 месяцев.
— Почему не нужно ждать окончания срока действия ранее выданных сертификатов электронной подписи и идти в налоговые инспекции прямо сейчас?
— Предпринимателям не стоит ждать конца года, чтобы не спровоцировать ажиотаж и очереди, можно обратиться в налоговые инспекции для получения электронной подписи в самое ближайшее время. У представителей бизнеса есть еще одна причина поспешить в налоговые органы за получением КЭП. В настоящее время и до конца октября вместе с электронной подписью они абсолютно бесплатно получат специальное программное обеспечение. Этот шаг предпринят для минимизации расходов бизнеса, соответствующие соглашения достигнуты с ведущими отечественными разработчиками: АО «ИнфоТеКС», ООО «Криптопро».
Успехов в ведении бизнеса! А ФНС со своей стороны стремится оказывать услуги бизнес-сообществу на самом высоком уровне.
Марина ПАВЛОВА
Фото автора