Крымская налоговая служба тщательно присмотрится к сельхозтоваропроизводителям
Что интересует налоговую службу в сельском хозяйстве прежде всего? Два фактора: легализация наёмного труда и полнота указываемых в налоговой базе доходов от реализации. Именно они находятся в зоне наибольшего риска. Как обстоят дела в таком важном секторе экономики как сельское хозяйство с точки зрения крымских налоговых органов? Рассказывает заместитель руководителя Управления ФНС России по Республике Крым Сергей Георгиевич Крюков.
Доля налогоплательщиков, занимающихся сельским хозяйством в Республике Крым, составляет всего 3% от всех зарегистрированных субъектов, примерно такая же и доля доходов этой отрасли. При этом объём уплачиваемых налогов гораздо меньше, чем у остальных. Налоговые органы Республики Крым фиксируют низкую оплату труда, её уровень не превышает 12 тысяч рублей.
При этом все муниципальные районы Крыма имеют серьёзную с/х составляющую. Налог на доходы физических лиц, единый сельскохозяйственный налог, налог на прибыль – это средства на содержание, поступающие напрямую в бюджет региона. На сегодня самый простой анализ цифр показывает, что показатели поступлений по этим налогам в Крыму явно несопоставимы в сравнении с объёмом производимой и реализуемой с/х продукции нашими хозяйствами, считает Сергей Крюков.
Определить истинное положение дел налоговикам помогает контрольно-аналитическая работа. И не обязательно специалистам налоговой ехать на поля, чтобы выяснять факты сокрытия доходов (хотя и не без этого). Современные сервисы и имеющаяся база данных позволяют это делать дистанционно. Есть расчётные физические показатели урожайности, например, продуктивности, которые формируются от средних фактически сложившихся условий по аналогичным хозяйствам и территориям. На их основании с учётом корреляции можно сделать расчёт ожидаемого дохода при факте сложившихся расходов.
В итоге налоговой службой Крыма отобрана сотня хозяйств, по которым есть риски сокрытия доходов, собрана информация о текущем состоянии бизнеса, сделаны соответствующие расчёты, в том числе с учётом зафиксированного наёмного труда в сезон сборки урожая. Теперь служба готова к сравнению расчётов с данными, которые будут заявлены в декларациях. Если разница в показаниях окажется весомой — незамедлительно будут предъявлены доказательства потери налогов.
- Фактически низкая официальная занятость населения на селе в Крыму явно занижена, как и уровень жизни, - делится своими выводами Сергей Георгиевич - Давайте честно! Меньше чем за 30 тысяч в месяц никто работать не будет, особенно, если учесть, что сельское хозяйство - это нелёгкий труд и большие физические нагрузки. Всё, чего нам хотелось бы - это получить максимально правдивые данные о полученных доходах всеми участниками этой отрасли и соответственно расчёт и уплату налогов в бюджет.
Эффективный вывод из тени именно этого сектора экономики во многом зависит от эффективности взаимодействия с органами местного самоуправлениями. Именно руководство сельских поселений в большей степени осведомлено о положении дел сельхозтоваропроизводителей. Поэтому у нас налажен обмен информацией с управлениями сельского хозяйства на местах.
Кроме того, нельзя забывать, что на поддержку и развитие сельского хозяйства в Республике Крым выделяются значительные суммы субсидий из федерального бюджета: порядка 2 млрд. рублей в год распределяется на возмещение ранее понесённых или будущих запланированных затрат. Соответственно, учитывая мультипликативный эффект, это должно приводить к двойному увеличению доходной части получателей при естественном росте цен и объёмов производства. Но, к сожалению, этого не происходит, в среднем доходная часть растёт на 15-20% в год.
Крымские налоговые органы констатируют, что сельское хозяйство в республике вполне динамично развивающаяся отрасль, причём развитие происходит как у крупных хозяйств, так и у мелкого фермерства, вполне благополучны и личные подсобные хозяйства.
Конечно, очевидно, что все хотят платить налогов поменьше, но в Республике Крым для сельского хозяйства в частности созданы благоприятные условия: понижены ставки, действует свободная экономическая зона, организована серьёзная информационно-разъяснительная база.
Введение возможности использования НДС при формировании цен даже при применении единого сельхозналога даёт возможность производителям напрямую реализовывать свою продукцию в торговые сети по рыночным ценам с использованием вычетов на потребляемые семена, удобрения и топливо.
— Надеемся, что скоро наступит осознание того, что платить налоги «по белому» гораздо дешевле, чем пытаться скрывать или о чем-то договариваться где-то и с кем-то. Главной нашей задачей по-прежнему остаётся легализация реальной заработной платы и ее налогообложение. Позиция налоговой службы неизменна: для честного бизнеса мы открыты к диалогу и сводим к минимуму объём налогового контроля, с жуликами – разговор особый и исключительно жесткий, — резюмирует Сергей Крюков.
Марина ПАВЛОВА